Об игровых жанрах

(примечание: изначально эта статья была опубликована на нинтендовики; я дополнил её здесь и подправил).

Давайте поговорим об игровых жанрах.

Мы привыкли всё классифицировать и систематизировать. Мы классифицируем книги, музыку, типы машин, типы причёсок, животных, даже такие, вроде бы однообразные объекты, как астероиды. Во вселенной нет одинаковых вещей (поверьте, сначала это утверждение кажется черезчур смелым, но это действительно так!), но есть много похожих вещей. Два велосипеда, произведённых на одной фабрике могут выглядеть одинаковыми, но всегда можно найти какую-нибудь царапину, которая их будет отличать. Даже два абсолютно одинаковых атома отличаются своим положением в пространстве (и времени). Всегда еать один два или три параметра, которые отличают две вещи друг от друга.

Ладно, не будем продолжать. Вернёмся к земному.

Итак, игровые жанры используются для категоризации видео и компьютерных игр, основываясь на самых различных аспектах. Наиболее распространённым аспектом для категоризации является геймплей. Также существуют разделения по графике (эти аспекты часто комбинируются с аспектами геймплея – например FPS; в этой аббревиатуре содержится информация как о графике, так и о геймплее) или сюжету.

Игровой жанр определяется набором типичных (и исторически сложившихся и приписываемых) характеристик, которые доминируют в игре. Так, игры редко классифицируют по тому, где происходят события в игре, в отличие от фильмов или книг. Экшн остаётся экшеном, невзирая на то, происходит ли он в лесах с эльфами или на полной пришельцев и роботов планете. В лудологии видеоигр нет четких описаний, что определяет жанр игры, скорее это восприятие игрового сообщества в целом.

Редкий жанр не является смесью многочисленных жанров. Обычно такие комбинации либо выписываются (экшен-рпг), либо наиболее выдающаяся часть игры задает её жанр (скажем, Heroes of Might and Magic – больше стратегия, чем RPG, несмотря на то, что в игре присутствует множество элементов ролевой игры).

Номенклатура

Среди игроков и вообще в русском языке нет устоявшихся обозначения для жанров. Чаще всего жанр оставляют в оригинале либо транслитерируют. Так, одно время Action переводился как Боевик, но на данный момент больше распространено слово Экшен (Экшн). Shooter может называться Стрелялкой или Шутером.

Пару интересных статей о том как в начале 90-х предлагали разделять игры можно найти в первых выпусках журнала Видео-Асс Dendy.

Можно использовать простую или сложную таксономию. В принципе все жанры можно свести к небольшому количеству основных жанров. Так, шутеры всех типов (TPS, FPS, shoot’em’up и т.д.) можно подогнать под одну гребёнку под названием “Шутер”. Если хочется указать дополнительные нюансы – пожалуйста! Хотите ещё сильнее упростить? Все шутеры можно объеденить в наджанр “Экшен”. И наоборот – пока не устанете придумывать.

Давайте рассмотрим основные жанры игр и их поджанры.

Action – Экшен

Игра в жанре Action (экшен) требует от игрока быстрой реакции, точности и сноровки, для того чтобы преодолеть поставленные игрой задачи. Это один из самых распространённых и популярных жанров, особенно в последнее время. Экшены обычно уделяют большое внимание битвам с холодным или огнестрельным оружием и оружие или тип оружия играет ключевую роль. Также большую роль играет рукопашный бой (часто и то и другое совмещаются в одной иге). Этот элемент добавляет такие поджанры как файтинг и битемап.

Сам жанр скрещивается с многочисленными другими жанрами (например Action-RPG, Action-Adventure, Action-Horror). Экшен обычно используется как гипероним, для описания любых видов экшенов, независимо от реализации игрового мира (3D/2D), расположения камеры (изометрия, вид от первого лица и т.д.) или сеттинга (шутер, драки).

То, как игра реализована, также играет роль. Так, различают двухмерные и трёхмерные экшен-игры.

3D-экшен (3D-Action) подчеркивает трехмерность игрового мира. События в игре используют трехмерность для самых различных целей – например, герой может перемещаться по многоуровневым помещениям зданий, использовать элементы ландшафта для укрытия. Игры подобного типа нередко используют трёхмерность для большей реалистичности (например, города правильных пропорций относительно персонажа в играх жанра sandbox). Для примера можно назвать такие игры как – God of War, Uncharted, GTA IV.

Шутер от третьего лица (TPS – third person shooter). Происходящие в игре события описываются и показываются от третьего лица. Этот прием подобен книжному, в том смысле, что присутствие дистанции между игроком и персонажем используется для различных целей – например игрок знает больше, чем его персонаж, так как камера показывает больше, чем может видеть главный герой игры.

Шутер от первого лица (FPS – first person shooter). Игрок видит события в игре глазами главного героя игры. Это устанавливает связь, добавляет реалистичности.

Например, представьте следующую ситуацию:

  • TPS – игрок видит своего персонажа и видит как к нему подкрадывается вор и наносит ему удар со спины. Игрок видит нападающего.
  • FPS – игрок видит мир глазами персонажа. Вдруг кто-то нападает на него со спины и убивает. Игрок не видит нападающего.

Шутер (Shooter) – стрельба из огнестрельных видов оружия и очень часто большое количество врагов. Шутеры от первого лица отличаются от шутеров от третьего лица расположением камеры. В первых игрок как бы наблюдает за миром глазами персонажа, во вторых камера парит позади персонажа, обеспечивая лучший обзор, но при этом удаляя игрока от его аватара психологически.

Кроме того, шутерами называют игры, в которых стрельба ведется не только из ручного огнестрельного оружия, но и, например, из навесных орудий самолетов или космических кораблей. Главная цель таких игр – поразить как можно больше противников используя огнестрельное оружие (пулеметы, ракеты, лазеры). В начале 90-х были очень популярны скроллинговые шутеры, где на экране был, например, космический корабль, и на него волнами нападали другие корабли.

Файтинг (Fighting) представляет собой обычно презентацию сражения бойцов на ограниченных пространством аренах. Часто в таких играх можно встретить комбинации ударов, суперудары, секретные удары. Некоторые игры дополняют режим одиночной игры кампанией, выполненой в жанре beat’em’up (напр. Tekken 6, Mortal Kombat: Armageddon). В играх жанра beat’em’up герои игры не ограничиваются границами ринга и могут перемещаться по локациями и сражаться с нападающими врагами.

Битемап и хэк’н’слэш (Beat’em’up и Hack’n’Slash) обычно акцентируют внимание на обильные сражения с многочисленными противниками (герой гораздо сильнее единичных противников и сражает их пачками). Разница между первым и вторым поджанром в том, что в первом в качестве оружия используются руки и ноги (а также ломики, бутылки и прочие подручные предметы), в то время как в слэшерах (от англ. slash – кромсать) игрок обычно устраненяет врагов с помощью холодного оружия. В обоих жанрах практически (или очень ограниченно) не используется огнестрельное оружие. Отличным представителем первого является серия Double Dragon, второй – Return of the King.

Шутемап (Shoot’em’up) являются по сути тирами, потому что обычно в них игрок больше стреляет, чем решает головоломки и даже в некоторых случаях двигается. Обычно в играх этого жанра на экране присутствует прицел и камера передвигается сама. Раньше для таких игр часто использовался световой пистолет.

Стелс Экшен (Stealth Action) – в играх этого жанра задача игрока выполнить задание, сделав при этом как можно меньше шума. Например, пробраться незамеченным на территорию врага и украсть что-то, обойти незамеченным врага, напасть незаметно на врага и тихо, не привлекая внимания других, устранить его.

Survival Horror – игрок должен постоянно испытывать страх (страшные монстры нападают резко и неожиданно) и находиться под давлением (например, на героя игры напирают полчища зомби).

Теперь, пара примеров:

  • Action (Экшен)
    • 3-D Action (3D-экшен) – God of War, Conan, Uncharted, GTA IV
      • FPS (First-person Shooter) (шутер от первого лица) – Red Steel, Call of Duty, MEtroid Prime, Doom, Halo 3, Killzone 2
      • TPS (Third-person Shooter) (шутер от третьего лица) – Gears of War
  • Fighting (файтинг) – Mortal Kombat, SSBB
  • Beat’em’Up (битемап) – SSBB, Streets of Rage, Double Dragon, Final Fight
  • Shoot’em’Up (шутемап) – Time Crisis, Punisher (NES), Space War
  • Stealth Action (стелс экшен) – Metal Gear Solid, Hitman, Batman: Arkham Assylum, Tenchu: Stealth Assassins
  • Survival Horror – Silent Hill, Resident Evil, Dead Rising, Left 4 Dea

Adventure (Приключения)

Приключения меньше акцентируются на сражениях и более на решении подготовленных разработчиками головоломок. Среди приключений есть много игр, в которых не меньше экшена, чем в вышеописанных экшен играх, но главное отличие – это более абстрактное и смягчённое представление насилия (например, вместо убийства, прыжок на голову и более мультяшная графика).

Примеры:

  • Adventure (Приключение) – Pitfall
  • Action-Adventure (Экшен-адвечура) – Tomb Raider, Assassin’s Creed
  • Quest (Квест) – Myst, Secret Files Tunguska
  • Platformer (Платформер) – Paper Mario, Little Big Planet, Castlevania, Donkey Kong, Sonic the Hedgehog, Megaman, Rayman
  • Text-adventure (Текстовая адвенчура) – Zorg

Arcade (Аркада)

Аркадные игры не отличаются сложностью игрового мира, в них редко присутствует сюжет, они весьма абстрактны, их уровни короткие и обычно требуют кратковременной концентрации усилий, с последующим повышением сложности. Большая часть изначально выходила или выходит на игровых автоматах.

  • Arcade (Аркада, Аркадная игра) – Arkanoid
  • Maze (Лабиринт) – Pac-Man
  • Puzzle (Паззл) – Tetris, Puzzle Quest
  • Logic (Логическая игра) – Dr. Kawashima, Sudoku
  • Party/Mini-games (Парти/Мини-игры) – Raving Rabbids

RPG (РПГ, Ролевые игры)

Ролевые игры обычно имеют очень продуманный сюжет и сделаны по высоким художественным стандартам (графика, музыка, дизайн, проработка мира). Эти игры требуют усидчивости, погружения в игровой мир. Часто в этих играх сочетаются элементы многих других жанров – стратегии, экшена, приключений. Одно из главных отличий ролевых игр, это система статистик персонажей, которые могут улучшаться в ходе игры, часто приводят к разным результатам.

Интересный взгляд на то, что выделяет компьютерную ролевую игру, можно найти здесь.

  • (c)RPG (РПГ, Ролевая игра, “Ролевуха”; cRPG = исключительно компьютерная ролева игра) – Baldur’s Gate, The Elder Scrolls
  • JRPG (Японская ролевая игра) – Final Fantasy, Phantasy Star
  • Action-RPG (Экшен-РПГ) – Diablo, Fable, Mass Effect, Fallout 3
  • MMORPG (Онлайновая ролевая игра) – World of Warcraft, Everquest
  • RPG-Strategy (Стратегия с элементами РПГ) – Warcraft 3
  • Tactical RPG (Тактическая РПГ) – Fire Emblem, Final Fantasy Tactics

Strategy (Стратегии)

Стратегии требуют логического мышления, способности принимать рискованные решения. Они развивают внимательность, мышление, интуицию, одновременно передавая сведения по истории (но не стоит верить всему!).

  • Strategy (Стратегия) – Civilization или просто общее понятие для стратегий
    • RTS (Real Time Strategy) (Стратегия в рельном времени) – Command & Conquer, Warcraft 2
    • TBS (Turn-based Strategy) (Походовая стратегия) – Rome: Total War, Heroes of Might and Magic, Master of Orion
    • CMS (Симулятор строительства) – Construction / Management Strategy – Stronghold, SimCity
    • Wargames (Воргейм) – Panzer General

Simulation (Симуляторы)

Симуляторы позволяют в достаточно правдоподобном виде управлять процессами или сложными объектами реальной жизни (самолёт, поезд).

  • Life Sim (Симулятор жизни) – Spore, Sim Life, Flow
  • God Sim (Симулятор бога) – Black and White, Dungeon Keeper
  • Vehicle Sim (Автосимулятор) – Euro Track Simulator
    • Flight Sim (Авиасимулятор) – Microsoft Flight Simulator, Il-2
    • Train Sim (Симулятор поезда)
    • Racing (Гоночный симулятор) – Need For Speed, Burnout, F-1, Gran Turismo

Sports (Спортивные игры)

Спортивные игры по сути являются симуляторами, просто симулируется вид спорта. Иногда эти игры комбинируются с другими жанрами (например, экшен, или с ролевыми играми). Игры жанра мендждмент имеют много общего со стратегиями.

  • Managmenet (Менеджмент) – Football Manager
  • Sports (Симулятор спорта) – FIFA, NBA, NHL

Music Games (Музыкальные игры)

Музыкальные игры сочетают в себе музыку и аркадные или паззловые элементы. Я не включаю сюда разные симуляторы, которые просто позволяют создавать звуки или писать музыку. Это уже – Edutainment, гибрид игр и обучающих программ.

  • Karaoke (Караоке) – Singstar, Lips
  • Dancing (Танцевальная игра) – Dance, Dance, Revolution!
  • Music (Музыкальная игра) – Guitar Hero III, Rock Band
7480 Всего 2 Сегодня

Оставьте комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.