Nintendo GameCube – домашняя игровая приставка, разработанная и выпущенная японской компанией Nintendo. GameCube была первой приставкой от Нинтендо, использовавшая в качестве носителей игр оптические диски. В отличие от конкурентов, использовавших ДВД-диски, Нинтендо использовала уменьшенный формат ДВД, т.н. “мини-ДВД”. Приставка могла также подключаться к ряду других приставок от Нинтендо, поддерживала онлайн-игры с помощью дополнительно выпущенного модема. Приставка является предшественницей Nintendo Wii и наследником Nintendo 64 и относится к 6-му поколению видеоприставок.
Релиз состоялся 14-го сентября 2001 года в Японии, затем 18-го ноября 2001 года в Северной Америке, 3 мая 2002 в Европе и 17 мая 2002 в Австралии. Было продано около 22 миллионов приставок GameCube по всему миру. В своем поколении приставка сильно уступала конкуретам Playstation 2 и Xbox, была третьей и быстро теряла популярность, несмотря на хорошие технические характеристики и качественные игры. Спустя пару лет после выпуска большая часть сторонних разработчиков не проявляла к приставке особого интереса. Это самая неуспешная приставка от Nintendo, если не считать абсолютно провальный Virtual Boy.
Игры и некоторые аксессуары от GameCube могут быть использованы в следующей приставке от Нинтендо – Nintendo Wii.
История
Nintendo впервые упомянула о новой системе 3-го марта 1999-года, день спустя после того, как Sony объявила о Playstation 2. Два месяца спустя, 12-го мая 1999, руководитель Nintendo of America Говард Линкольн торжественно объявил о разработке приставке, которая носила кодовое название “Dolphin” (англ. Дельфин).
Как и прежде, Nintendo умалчивала о приставке, оставляя в фокусе Nintendo 64 и Game Boy Color на E3 2000. Только 24-го августа 2000, за день до выставки Spaceworld 2000, компания показала GameCube.
Сердцем GameCube служит созданный по технологии 0,18 микронов, созданные совместно с IBM процессор по имени “Gekko”, работающий на частоте 485 МГц. Архитектура у Gekko базируется на технологии PowerPC, но оптимизирована под игры. Графический процессор “Flipper”, работающий на частоте 202,5 МГц, был разработан ArtX и производился фирмой ATi. ArtX возглавлял Др. Вей Йен (Dr. Wei Yen), который играл ключевую роль при создании графического чипа для Nintendo 64.
В качестве носителя данных GameCube использует 8-сантиметровые мини-ДВД диски, созданные по технологии, разработанной фирмой Matsushita. Объём дисков составляет до 1,5 ГБ. Т.к. диски меньше обычных DVD, GameCube не проигрывает фльмы, хотя в ходе партнерского соглашения, Panasonic производила Panasonic Q, DVD-плеер с начинкой от GameCube.
Контроллер от GameCube совмещает все новшества и наработки прошлых успезов, в то же время привносит и некоторые инновации. В дополнение к стандартному аналоговому стику, цифровой крестовине и плечевым кнопкам, Nintendo добавила второй аналоговый стик (желтый с меткой C), который часто используется для управления камерой. Кнопка Z была перемещена на правое плечо, а кнопки на лицевой панели были размещены так, что большая кнопка A окружается небольшими X, Y и B. Обе плечевые кнопки L и R аналоговые, позволяют приставке распознавать силу нажатия (например для ускорения в гоночных играх). Как и в Nintendo 64, у GameCube четыре порта для контроллеров.
В отличие от Nintendo 64 и Game Boy Color, которые соединялись через адаптер, GameCube может обращаться к Game Boy Advance с помощью специального кабеля.
Хотя многие используют сокращение NGC, на самом деле более правильным является GCN, т.к. NGC уже занято другой приставкой, а именно – Neo Geo Color. Некоторые используют сокращение GC.
Nintendo объявила перед выпуском, что приставка будет стоить 25000 йен в Японии и $200 в США.
Технические характеристики
Центральный процессор
- ЦП с частотой 486 МГц, разработанный совместно с IBM по архитектуре PowerPC, под кодовым названием “Gekko”
- Основанный на модели PowerPC 750CXe, выполненный по технологии 180 нм, ядро размером 43 mm², с потреблением 4,9 Вт
- Примерно около пятидесяти новых инструкций
- 32-битное АЛУ
- 64-битный узел для работы с вычислениями с плавающей точкой (FPU), с мощностью (1.9 GFLOPS, использующий 2×32-битные команды SIMD)
- 64-битная улучшенная PowerPC 60x шина к графическому чипсету, с частотой 162 МГц, пиковой пропускной способностью 1,3 ГБ/с
- 8-ми потоковый кэш 1-го уровня с 64 КиБ (32 КиБ для инструкций/32 КиБ для данных), 256 КиБ кэш-памяти второго уровня КиБ на ядре (2-х потоковая)
- Мощность 1125 DMIPS (dhrystone 2.1)
Системная память
- Общее количество: 43 МБ
- 24 МБ MoSys 1T-SRAM основной системной памяти (кодовое название “Splash”) , на частоте 324 МГц, на 64-битной шине с пропускной способностью в 2.7 ГБ/с
- 3 МБ интегрированной 1T-SRAM внутри процессора “Flipper”
- Которая делится на 1 МБ для текстурного буффера и 2 МБ для фреймбуффера
- Пиковая проускная способность для текстур 10,4 ГБ/с, 7.6 ГБ/с для фреймбуффера, латентность ~6.2 нс
- 16 МБ DRAM памяти, используемой в качестве буффера для ДВД и аудиоданных, с частотой 81 МГц, на 8-битной шине с пропускной способностью 81 МБ/с
Графическая система
- Графический процессор “Flipper” с частотой 162 МГц (разработан совместно с ArtX, купленной позднее ATI)
- Процесс изготовления 180 нм NEC совместимый с eDRAM
- Мощность 8 GFLOPS
- 4-х пискельный конвеер с 1 узлом обработки текстур для каждой линии
- Движок TEV “Texture EnVironment”
- Поддержка функций обработки графики на аппаратном уровне (T&L), более 20 миллионов полигонов в секунду
- 648 мегапикселей в секунду (162 МГц × 4 конвеера), 648 мегатекселей в секунду (648 MP × 1 текстурный узел)
- Пиковая производительность в треугольниках: 20 250 000 32-пиксельных треугольников в секунду без обработки, с 1 текстурой и освещением
- 337 500 треугольников при частоте 60 кадров в секунду
- 675 000 треугольников при частоте 30 кадров в секунду
- Пиковая производительность в треугольниках: 20 250 000 32-пиксельных треугольников в секунду без обработки, с 1 текстурой и освещением
- 8 текстурных слоёв в один заход, компрессия текстур, глобальное сглаживание
- 8 одновременных аппаратных световых источников
- Билинейная фильтрация, трилинейная фильтрация, анизотропная фильтрация текстур
- Мультитекстурирование, рельефное текстурирование, 24-битный z-буффер
- 24-битный цветовой режим RGB/32-битное цветовое пространство RGBA
- Аппаратные ограничения требуют иногда режима 6r+6g+6b+6a (18-битный цвет)
- Разрешение 720 × 480 с чересстрочной и построчной разверткой (480i) или прогрессив (480p)
- Встроенный звуковой процессор: изменённый 81 МГц Macronix DSP
- Память для инструкций: 8 КиБ RAM, 8 КиБ ROM
- Память для данных: 8 КиБ RAM, 4 КиБ ROM
- Импульсно-кодовая модуляция на 64 каналах 16-бит 48 кГЦ
- Многоканальная информация кодируется стерео по технологии Dolby Pro Logic II
Интерфейсы
- 4 порта для контроллеров/аксессуаров
- 1 MultiAV аудио/видео выход: чересстрочный копозит, S-Video, RGB-видео режим, стереофонический аналоговый аудио выход
- 1 цифровой аудиа/видео выход для чересстрочной и построчной развертки, формат YCbCr, стереофонический аудио выход
- Разрешения изображения: 480i, 480p, 576i
- 2 высокоскоростных последовательных порта
- Серийный порт 1 используется для подключения Nintendo GameCube Broadband Adapter или модема
- Серийный порт 2 не используется
- 1 высокоскоростной порт, используется с Game Boy Player
- 2 слота для карт памяти
- Размеры: 110 мм (В) х 150 мм (Ш) х 161 мм (Г)
Устройства чтения/хранения
Дисковод
Устройство чтения оптических дисков с постоянной уголовой скоростью, скорость передачи данных от 16 до 25 Мбит/c. Скорость примерна сравнима с 13-20-скоростным CD-ROM. Разработчики хранят данные на внешних треках, поэтому 20-х скорость более привычна.
GameCube Mini-DVD
8-см NINTENDO GAMECUBE Disc, базируется на оптическом диске, разработанным фирмой Matsushita. Емкость около 1,5 ГБ.
GameCube Memory Card
Как и его конкурент, PlayStation 2, GameCube использует карты памяти для сохранения игровых данных (в отличие от Xbox, в которой есть встроенная в жесткий диск). GameCube Memory Card поставляется в нескольких размерах, существует три официальных размера:
- 59 блоков (4 Mbit/512 КБ, серая)
- 251 блоков (16 Мбит/2 МБ, черная)
- 1019 блок (64 Мбит/8 МБ, белая).
Дизайн
Приставка
Внешне приставка представляет собой почти правильной формы куб. Начинка скрыта в пластиковую оболочку, лишь в местах имеются решеточные отверстия для вентиляции. В верхней части находится люк дисковода, который открывается нажатием кнопки в правом нижнем углу. Левая кнопка внизу производит сброс, а белая кнопка в верхнем левом углу включает и выключает приставку. На крышке дисковода расположена гравюра в пластмассе с логотипом Нинтендо, в центре крышке под пластиковым стеклом надпись “Nintendo GAMECUBE”. Ниже крышки находится полудуга, скрывающая светодиод, который горит в включенном состоянии.
На лицевой стороне приставки расположены четыре входа для джойстиков и прочих аксессуаров, под ними расположены два входа для карточек памяти. Входы для джойстиков обозначены кружками от одного до четырех. Входы для карточек закрыты при отсутствии карточек.
На правом и левом ребре расположена вентиляционная решетка. Через левую решетку виден кулер.
На обратной стороне приставки расположена ручка для транспортации, выход DIGITAL AV OUT, ANALOG TV OUT, разъём для подключения блока питания и узкая решетка для вентиляции.
На нижней стороне расположены закрытые панелями порты к серийным портам (SERIAL PORT 1 слева, более вместительное углубление и SERIAL PORT 2 справа, гораздо меньше). Слева вверху расположен высокоскоростной порт HI SPEED PORT. Справа от этого порта находится наклейка с техническими данными – серийный номер, логотип, код ревизии, дата и место производства и стандарты.
Джойстик
Джойстик для GameCube имеет два аналоговых стика, цифровую крестовину, три плечевых кнопки (L, R, Z), пять кнопок на лицевой стороне: START/PAUSE, B, A, Y, X. Кнопки START/PAUSE, B и A круглые, кнопки X и Y в форме продолговатых эллипсов. Стик для управления героем (левый аналоговый стик) выполнен покрыт резиной с круговыми ребрами для лучшей хаптики. Правый аналоговый стик, обозначенный C, желтого цвета, сделан из пластмассы, лишь шапка из резины. Остальные кнопки, как и сам джойстик, из пластмассы.
Джойстик поддерживает рамблинг, подключается с помощью провода. Nintendo Wii сохранила поддержку джойстика от GameCube как для игр от самого куба, так и для игр для Wii.
Также были выпущены джойстики от сторонних производителей (например Speedlink).
Аксессуары
- Nintendo GameCube Controller (Controller) – контроллер для управления в играх.
- WaveBird – беспроводная версия контроллера, который подключается через специальный ресивер. Сам ресивер подключен к одному из портов. Контроллер не поддерживает рамблинг.
- Memory Card – трёх типов: Memory Card 59, 251 и 1019 c 4, 16 и 64 Мбитами памяти соответственно. Каждая карточка требует 5 блоков памяти для системной информации (поэтому реальный размер 64, 256 и 1024).
- Nintendo GameCube-Game Boy Advance Cable – кабель для соединения Game Boy Advance и GameCube, которое используется в некоторых играх.
- Modem или Broadband Adapter – для подключения к Интернету или локальной сети (оба подключаются через Serial Port 1).
- Game Boy Player – позволяет играть в игры от Game Boy на телевизоре, используя либо контроллер от GameCube или подключенный Game Boy Advance (подключается через Hi Speed Port).
- AV Cable – входит в комплект с приставкой.
- S-Video Cable – для подключения через S-Video.
- Component Video Cable – для отображения прогрессивного изображения (480p), подключается через цифровой видеовыход. Это был не просто кабель, но мини-тв-карта, использующая видеочип CMPV-DOL от Macronix (конвертер с аналоговое в цифровое изображение).
- D-Terminal Video Cable – для отображения в прогрессивной развертке через порт D-Terminal на телевизоре. Продавался только в Японии.
- RGB Cable – использует скарт-коннектор и продавался только в Европе.
- RF Switch/RF Modulator – для подключения к старым телевизорам. Самое худшее изображение с шумами и помехами.
- DK Bongos – контроллер в виде бонго, используемый в музыкальных играх Donkey Konga 1, 2, 3, платформере Donkey Kong Jungle Beat.
- Microphone – подключается к слоту для карточек памяти, используется в играх Mario Party 5, 7, Karaoke Revolution Party.
- Action Pad – коврик для танцев с четырьмя стрелками, входил в комплект с игрой Dance Dance Revolution: Mario Mix.
- Beat Pad – коврик с восемью стрелками, входил в комплект с игрой MC Groovz Dance Craze.
- ASCII keyboard controller – напоминает обычный контроллер от Gamecube, но растянутый, чтобы вместить клавиатуру в центре. Клавиатура использует два порта, содержит латинские буквы и японскую хирагану.
- Hori Game Boy Player Controller – контроллер, разработанный для игры с Game Boy Player.
- ProDG – средства разработки для GameCube.
ОС
После включения приставки появляется анимация с логотипом GameCube, после этого, если в дисководе присутствует диск, показывается текст о технике безопасности и игра запускается. При включении приставки без диска, Gamecube переходит в режим оболочки.
Оболочка
Используя оболочку можно производить настройки приставки, копировать/удалять или перемещать сохранения с или между карточками.
Меню выполнено в виде колышащегося куба, ребра которого отвечают на движения стика вверх, вниз, влево и вправо. Навигация осуществляется стиком, подтверждение и выбор кнопкой A, отмена и возврат к предыдущему меню кнопкой B. В меню играет спокойный психоделический мотив.
Элементы меню (по часовой стрелке)
- Game Play – запускает игру
- Calendar – показывает дату в формате ДД/ММ/ГГГГ, день недели и время в формате ЧЧ:ММ:СС
- Memory Card – позволяет производить манипуляции над картами памяти. При выборе этого меню, появится изображение двух квадратов с подписями A и B. Это карты, а квадраты показывают уровень заполнения. Далее, если зайти в меню, можно увидеть занятые блоки (к каждому блоку будет показана информация о названии, количестве занятых блоков, дате последнего сохранения). В верхней части экрана можно узнать, сколько свободных блоков осталось на карточке. Если вставлены обе карточки, можно перемещать Move, копировать Copy или стирать Erase данные (стирать можно и с одной).
- Options – позволяет настроить следующие опции:
- Sound – выбрать режим Mono или Stereo.
- Screen Position – настроить экран по горизонтали
- Language – установить язык приставки. Доступные языки: Английский, Немецкий, Французский, Испанский, Итальянский и Голландский.
Игры
Игры для приставки выходили на мини-ДВД дисках. Упаковка с игрой включала буклет, рекламные проспекты и правила техники безопасности. Игры проходили рейтинговую классификацию – PEGI в Европе, USK в Германии, ESRB в США. Для приставки было выпущено несколько игр с поддержкой онлайн-режима, но многопользовательская игра через интернет не прижилась на приставке, в основном из-за отсутствия новых игр. Также, для приставки вышло гораздо большее количество 18+ игр, чем для предыдуших приставок, хотя это не помогло отогнать “детскость” приставки, которой её клеймили игроки того времени.